Раздел 5. Инвестиционная политика и структурная перестройка экономики

А Основной составляющей системной трансформации экономики является структурная перестройка. Её главная задача состоит в устранении накопившихся глубоких структурных деформаций. В этой связи, в центре дискуссий о желательной экономической политике стоит вопрос о роли государства. Такая постановка проблемы не только соответствует традиционным российским и советским представлениям о важности государства для решения крупных экономико-политических проблем, но и является значимой по существу, поскольку деятельность государства служит одним из главных факторов решения задач экономического развития. Базовые ориентиры исследования данной проблемы содержатся в работах А. Гершенкрона, хотя они эти ориентиры , естественно, должны претерпеть существенную трансформацию, чтобы стать приложимыми к проблемам развития современного общества. Если первая группа факторов создает общую основу для структурной трансформации и ускоренного экономического роста, то вторая представляет собой набор социально-экономических обстоятельств, трансформирующих рост из потенциального в реальный.

Инвестиционный менеджмент

Источниками финансирования инвестиционного процесса являются собственные и привлеченные средства. К собственным средствам относятся: В состав привлеченных средств входят: инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики.

Роль инвестиционной деятельности российских банков могла бы быть более весомой, а при . структурные, или проекты с длительными сроками окупае- капитала для наших предпринимателей в сфере среднего бизнеса .

Это видение закрепляется в нормативно-правовых актах и проявляется в практической деятельности государственных органов прежде всего исполнительной власти по регулированию социально-экономических процессов. Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Следовательно, ее можно рассматривать в качестве подсистемы, которая тесно связана и активно взаимодействуют с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, аграрной, валютнофинансовой и региональной политиками государства.

При этом в совокупности государственных политик структурная занимает особое место. Оно обусловлено всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между элементами подсистемами во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических и прочих системах. Словом, это особое место вытекает из самого наличия структуры. Структурная политика не только является важной относительно самостоятельной подсистемой в системе экономической политики, но и как бы получает свое развитие, конкретизацию в других политиках, составляя неотъемлемую часть содержания соответствующих законов и концепций[55].

Поэтому структурную политику можно характеризовать как составную целостную часть социально-экономической политики. Она выражает отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяет цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти.

Эти цели и задачи состоят в установлении наиболее близких к оптимальным пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистемами и элементами во всех сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах.

Выход российской экономики из кризиса в большой степени связан с восстановлением инвестиционного процесса. Государственное регулирование инвестиционного процесса должно быть направлено как на активизацию источников накопления внутри страны например, реализация эффективной амортизационной и налоговой политики, поддержка развития институтов финансового рынка и т. Сущность инвестиции — это долгосрочные вложения средств и виды денежных, материальных , интеллектуальных инвестиций ценностей внутри страны или за границей в различные отрасли, предприятия, программы, отдельные мероприятия с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов например, природоохранных, социальных и др.

Одна их часть — это потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас инвестиции на увеличение запасов ; другая — ресурсы, направленные на расширение производства. Статистика инвестиций многих стран включает только материальные затраты и не учитывает вложения в знания, научные исследования, образование, что сказывается на объеме их расчета.

Кроме государственной инвестиционной политики различают Решающую роль в государственном регулировании инвестиционной сферы играет составной частью структурной и инвестиционной политики, предполагая.

Так, по мнению П. Опираясь на такое понимание инвестиционного климата его структура приведена на рис. Это совокупность факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов и целей регионального уровня. Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата.

Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов. Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья.

Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов. Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков.

Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.

Структурная и инвестиционная политика государства в современной экономике

Структурная и инвестиционная политика государства в современной экономике. Структурной политика СП - система мер, направленных на планомерную перестройку структуры общественного производства в соответствии с прогрессивными сдвигами в науке, технике и технологии с учетом общественных и индивидуальных потребностей. Обычно подструктуройэкономики подразумевают состав образующих ее элементов и совокупность устойчивых и определенным образом упорядоченных взаимосвязей и отношений между ними. СПгосударства носит многогранный характер.

ЦельСПсостоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния. Главной задачей СП является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

Ведущая роль в структурной характеристике экономики принадлежит . инвестиционной политики является определение приоритетных сфер и.

Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика 7. Структурные преобразования экономики Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством, получив в наследство достаточно развитую экономику с многоотраслевой структурой. Ведущую роль в ней играли отрасли специализации — машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство.

Продукция этих отраслей в больших объемах вывозилась за пределы страны коэффициент товарности превышал 0,3 для удовлетворения общесоюзных потребностей. Однако в условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были разрушены, что привело к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских товаров, утрате дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В число актуальнейших выдвинулась проблема модернизации национальной экономики, ее структурной перестройки в контексте требований рыночной трансформации и мировых тенденций развития.

В первые годы переходного периода структурные преобразования осуществлялись стихийно, преимущественно путем косвенного регулирования с применением монетаристских подходов либерализация хозяйственной жизни, приватизация, жесткая денежно-кредитная политика , что не привело, однако, к ожидаемому результату. Постепенно утвердилось мнение о необходимости использования инвестиционной составляющей в качестве важнейшего рычага структурных преобразований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективной инновационной и инвестиционной политики, учитывающей специфические особенности страны и мировой опыт.

В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших в первые годы суверенного существования. Основными из них являлись: В этих условиях стала очевидной необходимость:

Тема 7.4 Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика

Привлечение инвестиций в региональную экономику является одной из важнейших задач в настоящее время. Наиболее рационально решить ее можно при помощи повышения инвестиционной привлекательности данного региона для потенциальных инвесторов. Инвестиционная сфера относится к числу наиболее важных сфер экономики.

Сточки зрения затрат инвестиции характеризуют направления вложений и по реализации инвестиций в различных формах на всех структурных уровнях экономики образует экономическое содержание понятия инвестиционной сферы. вложениями и их отдачей, межотраслевая структура. Роль

Уфа, РФ . . Поступательное развитие экономики непосредственно связано с воспроизводством основных фондов ввиду того, что удовлетворение возникающих общественных потребностей требует реконструкции, технического перевооружения существующих основных фондов или создания новых, способных давать требуемую продукцию. Для достижения этой цели нужны дополнительные ресурсы, капитал инвестиции. Объективно необходимым звеном воспроизводственного процесса является замена изношенных основных средств новыми, которая осуществляется с помощью механизма аккумулирования амортизационных отчислений и их использования на приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фондов.

Вместе с тем существенное расширение производства может быть обеспечено только за счет новых вложений средств, направляемых как на создание новых производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное обновление техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и расширения производства с целью извлечения дохода в будущем, составляют экономический смысл инвестиций. В значительной степени это обусловлено экономической эволюцией, спецификой конкретных этапов историко-экономического развития, господствующих форм и методов хозяйствования.

С точки зрения финансовых параметров или с позиций финансиста, бухгалтера инвестиции могут быть представлены как любые виды активов, вкладываемых в производственно-хозяйственную деятельность с целью последующего получения дохода, выгоды. С точки же зрения экономической а значит, с позиций оценки экономической целесообразности использования ресурсов в виде основного и оборотного капитала инвестиции рассматривают как расходы на создание приобретение , расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на вызванные этим изменения размеров и состава оборотного капитала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что как экономическая категория инвестиции выражают:

3.3. Структурная и инвестиционная политика государства в современной экономике.

Целями любого предприятия независимо от формы собственности являются получение финансовой выгоды и наращивание экономического потенциала. инвестиции являются инструментом достижения этих целей, но каждое инвестиционное решение — для того, чтобы быть успешным, — должно основываться на результатах инвестиционного анализа. Зачем и когда нужен инвестиционный анализ Инвестиционный анализ — это комплекс практических и методических приемов и действий, дающих возможность оценить целесообразность инвестиций в тот или иной проект.

Проблемы структурной, инвестиционной и инновационной политики в период кризиса продовольственной сферы, другими областями экономической деятельности. . Сможет ли Россия претендовать в будущем на роль «ве-.

Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности в т. Понятие и факторы экономического роста 1. Место и роль инвестиций в простейших моделях экономического роста 1. Особенности экономического развития и инвестиционной деятельности России в х годах Глава . Общеэкономические факторы инвестиционного климата России 2. Оценка финансовых источников инвестиций и эффективность инвестиционной деятельности Глава .

Взаимосвязь уровня инвестиционной активности и динамики роста производства в условиях экономики переходного периода 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в процессе структурной перестройки национальной экономики 4. Исследование влияния инвестиций на рост производства является ключевой проблемой в классических теориях экономического роста. Острую актуальность эти вопросы приобретают для России - создание благоприятных макроэкономических условий роста инвестиций и производства во многом обусловлено необходимостью преодоления последствий кризиса, становления современных конкурентоспособных производств, выработки действенных механизмов государственного регулирования инвестиционной деятельности.

ЛЕКЦИЯ № 15. Влияние инвестиций на осуществление структурных сдвигов в хозяйстве России

Инвестиционная политика является одним из основных регуляторов экономики в целом. Поэтому она должна быть, прежде всего, связана с целями и задачами государственного финансово-экономического регулирования, является его составной частью. В частности, в х годах в результате смещения акцентов в регулировании экономики в сторону бурного развития финансового и торговых ее секторов были достигнуты определенные результаты в подавлении гиперинфляции.

Известно, что основной структурных преобразований экономики являются инвестиции в самом широком смысле: Все это в совокупности может быть успешно реализовано, если объединяется и направляется в рамках единой общегосударственной инвестиционной политики. Вместе с тем, как показал опыт начальных этапов рыночного реформирования экономики, задача выработки инвестиционной политики как системной модели, отвечающей перечисленным требованиям, в настоящее время еще не решена.

Экономическая сущность и значение Вложение инвестиций в экономику структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Сажнева Светлана Викторовна Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности Экономика, предпринимательская и инвестиционная деятельность в значительной степени зависят от государственной политики. В широком смысле инвестиционная политика — это доля государственной экономической политики, необходимая для обеспечения эффективной инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства — трудоемкий процесс, который связан с множеством факторов.

Так, государство не разрабатывает систему стратегического планирования каких—либо определенных схем размещения производственных сил, смысл которых заключается в обосновании целесообразности развития конкретных отраслей в регионах с точки зрения эффективности и привлекательности интересов государства. Таким образом, с целью повышения результативности взаимодействия с регионами в инвестиционной деятельности усилие федеральных органов власти направлено на более важные стратегические направления структурных преобразований.

На формирование государственной политики России в инвестиционной сфере оказывают следующие факторы: Как правило, в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в периоды стабильности и оживления снижается, но никогда не исчерпывается. Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая необходима для обеспечения наибольшей результативности от деятельности субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной инвестиционной политики.

В-третьих, это особенности циклических изменений, таких как экономическая нестабильность, финансовый кризис, отсутствие планов четкого развития отраслей экономики в целом [2]. Основные принципы государственного регулирования в инвестиционной политике представлены следующим образом: Как правило, создание инвестиционного благоприятного климата осуществляется путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности.

Роль инвестиций в экономике

Решение этой проблемы связано с другой стороны с централизацией инвестиционного процесса, восстановлением управляемости им, обеспечением государственной поддержки инновационной деятельности, структурной перестройки промышленности. При проведении инвестиционной и структурной политики следует, с одной стороны, подержать проекты реорганизации и закрытия нежизнеспособных предприятий, а с другой, содействовать развитию производств, реализующих внешнюю функцию региональной экономики, функцию специализации последней.

Имеет смысл разработать программы структурной модернизации секторов региональной экономики, в рамках которых необходимо определить конкретные меры, стимулирующие интенсивность инвестиционных потоков частного происхождения. Есть необходимость усиления государственного контроля за целевым расходованием средств, полноценного перехода к осуществлению централизованных инвестиций исключительно на возвратной, платной и конкурсной основе.

Мероприятия инвестиционной программы необходимо нацелить на привлечение к конкурсам зарубежного капитала. В частности, можно содействовать притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные районы, обладающие солидной природоресурсной основой развития.

Особую значимую роль инвестиции играют в функционировании экономики. и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер.

Современная ситуация в российской экономике и задачи возобновления экономического роста настоятельно диктуют необходимость активизации структурных преобразований национальной экономики. Опыт мирового экономического развития убедительно свидетельствует о том, что глубокие, эффективные преобразования возможны лишь при активном использовании инвестиционного потенциала страны. Современный этап структурных реформ выдвигает на первый план необходимость теоретического осмысления проблем инвестиционной деятельности и поиск путей повышения инвестиционной активности в национальной экономике.

Несмотря на имеющиеся трудности, российская экономика имеет сектора и отрасли, которые при достаточном финансировании могли бы обладать преимуществами на мировом рынке. Реализации этих преимуществ препятствует несовершенство рыночных механизмов и институтов. Это свидетельствует о неадекватности макроэкономических преобразований, осуществляемых в стране, и темпов развития инвестиционного процесса. На сегодня в России отсутствует система эффективного стимулирования инвестиционной активности как внешних, так и внутренних инвесторов.

Сохранение нереформированных структур на уровне отдельных предприятий, неэффективность управления государственной собственностью, ограничения полноценного выхода России на мировой рынок со стороны мирового сообщества являются сегодня главной причиной сокращения притока инвестиций. Эти факторы мешают достижению высокой конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках, и, следовательно, лишают российские предприятия источников финансирования, порождая неплатежи со стороны предприятий, неспособных реализовать свою продукцию.

Нехватка ресурсов для инвестиционных целей в России - одно из проявлений структурного кризиса, обусловивших низкий платежеспособный спрос на продукцию инвестиционного назначения. Вместе с тем наметившийся сегодня промышленный рост, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, растущие золотовалютные резервы, укрепляющий покупательную способность рубль в перспективе создают условия для формирования эффективного инвестиционного рынка, для проведения предсказуемой, стимулирующей рост макроэкономических показателей структурной перестройки экономики.

В этой связи исследование роли структурных реформ в повышении инвестиционной активности в национальной экономике должно позволить выбрать оптимальный путь, позволяющий определить стратегию экономического развития, адекватную инвестиционным потребностям и достигнуть устойчивого экономического роста. Многие ученые и специалисты, среди которых Абалкин Л. Эти исследования касались как общих проблем трансформируемой экономики, так и процессов выбора стратегии экономического развития.

Инвестиционная политика. Роль государства и бизнеса в сфере инновационного развития - Комыза Р.В.